Коллекционер безуспешно пытается открыть первый в России веломузей

Автор  Вадиван Пятница, 03 мая 2013
Оцените материал
(0 голосов)

Исторический велопробег

Музей истории велосипедного дела был задуман Андреем Мятиевым более 25 лет назад, когда он только начинал собирать свою коллекцию. Все началось в 1988 году с найденной на свалке рамы немецкого трофейного велосипеда. Андрею, который тогда состоял членом клуба «Следопыты автомотостарины», удалось собрать его из разрозненных деталей. 

Исторический велопробег

Музей истории велосипедного дела был задуман Андреем Мятиевым более 25 лет назад, когда он только начинал собирать свою коллекцию. Все началось в 1988 году с найденной на свалке рамы немецкого трофейного велосипеда. Андрею, который тогда состоял членом клуба «Следопыты автомотостарины», удалось собрать его из разрозненных деталей. «Когда велосипед был собран, — вспоминает Мятиев, — я с гордостью приехал на нем в клуб. Тогда-то мне и пришла в голову мысль, что многие занимаются автомобилями, некоторые — мотоциклами, но никто не интересуется велосипедами, от которых произошли и первые, и вторые! Пустующая ниша была найдена, оставалось лишь занять ее».

Для Андрея велосипеды — это и работа, и хобби. Он занимается историей техники и спорта в России и СССР, пишет статьи для журналов, издает книги и консультирует коллекционеров и реставраторов. Велосипеды привлекают коллекционера как первое в истории индивидуальное транспортное средство, дающее возможность независимого перемещения на большие расстояния. Кроме того, велотема, по словам Мятиева, имеет пересечения со всеми историческими дисциплинами и событиями последних 150 лет.

Веломузей

Коллекция

«Первый действительно интересный велосипед я разыскал весной 1988 года через друзей по клубу «Следопыты автомотостарины», — рассказывает Андрей. — Приобрел находку за 40 руб.; трудно вообразить, сколько бы это стоило сегодня, скорее всего немало. Незадолго до войны этот велосипед был привезен советским дипломатом в паре со вторым, этой же фирмы, из Италии. Дипломата арестовали работники НКВД. При обыске чекисты проткнули шины велосипеда в поисках якобы спрятанных там бумаг. Найти подходящие шины в Москве потом оказалось невозможно, поэтому на нем никто не ездил, и раритет мне достался в очень неплохом состоянии. Минимальная реставрация не заняла много времени, и летом я со своим железным конем участвовал в нескольких выставках старинной техники».

Веломузей

В поисках велораритетов Андрей обходил элитные советские поселки, ведь велосипед в СССР был отнюдь не дешевым удовольствием. «Нередко, приезжая в воскресное утро к дачному магазинчику на вполне современном велосипеде, я уезжал на другом, весьма почтенного возраста, подаренном столь же почтенного возраста дамой в придачу к рассказу, как в девичьи годы каталась она на нем в обществе шикарных кавалеров, а то и к дореволюционной фотографии с этим самым велосипедом из пыльного семейного альбома».

Веломузей

Параллельно с поиском велосипедов Андрей стал собирать информацию по истории велосипедного дела. Новых работ по этой тематике не выпускалось, поэтому в поисках довоенной литературы пришлось обходить букинистов. Даже сейчас историю велосипедов в России всерьез исследует меньше десятка энтузиастов, а 15 лет назад Андрей был единственным, кто занимался этой темой. Самым сложным в подборе коллекции, по словам Мятиева, оказалось установление четких временных и тематических рамок, ведь в велосипедах любой эпохи можно найти что-то интересное.

Коллекционеры разыскивают старинные велосипеды через интернет, торговцев антиквариатом, музейных и реставрационных работников. Многое благодаря коллекционерам по всему миру удается найти за рубежом. Каждый новый велосипед достается по-разному: какой-то нужно покупать, что-то люди дарят, а некоторые велосипеды собираются по частям многие годы. Однажды Андрей узнал о раритетном велосипеде, просто разговорившись со стариком на трамвайной остановке.

Веломузей

«Он рассказал мне об одном русском офицере Григории, погибшем при штурме Екатеринодара в 1918 году, — рассказывает Мятиев. — До первой мировой войны он учился в Петербургском университете и увлекался велосипедным и коньковым спортом и охотой. Неоднократно участвовал в гонках, был членом Петербургского общества велосипедистов-любителей, ездил на велосипеде марки «Россия». В 1917-м, приехав к родителям в имение под Оршей, закопал в пристройке-леднике семейные реликвии, в том числе свой велосипед. Годом позже он погиб на Дону, где воевал в добровольческой армии. Услышав эту историю от человека, лично знавшего того офицера, я сел с велосипедом в поезд на Оршу. Конечно, я понимал, что мои шансы найти велосипед «Россия» крайне малы. Оказалось, что усадьба была разрушена еще во время войны, а пристройку не так давно снесли. Я совсем упал духом, однако задал вопрос, не было ли чего необычного, когда ломали пристройку. Тут же мне с готовностью ответили: «Как же не было, клад нашли!» По поводу содержимого клада никто толком сказать мне ничего не мог, посоветовали обратиться к бригадиру экскаваторщиков. Еще день напряженных поисков — и вдруг вполне «компетентный» ответ: «Разве это клад, пяток ружей красивых, но ни на что не годных, да велосипед ржавый». — «А велосипед-то где?» — «В бурьяне лежит, иди да бери». Я с трудом поверил в свою удачу. Так в коллекции появился велосипед первой русской велосипедной фабрики «Россия».

Веломузей

Поиски велосипедов в разное время приводили Андрея к раскопкам и заваленного блиндажа времен первой мировой войны, и подвала полуразрушенного дома в Москве, где была в 1920-х годах велосипедная мастерская, и это не считая многолетнего поиска потомков и велосипедов велогонщиков дореволюционного времени.

Веломузей

Веломузей

Сейчас в коллекции Андрея более 150 тыс. экспонатов: велосипеды 1860–2000-х годов, аксессуары (фонари, звонки, номерные знаки и т.п.), личные вещи великих велогонщиков и т.д. Кроме того, есть обширная «бумажная» коллекция, не имеющая аналогов в мире: документы, книги, журналы, брошюры по велосипедному делу, более 50 тыс. фотографий. Из 400 раритетных велосипедов большинство полностью готово к экспозиции, однако, несмотря на обещания чиновников, постоянного помещения для веломузея нет. Коллекция хранится по сараям и гаражам, посмотреть на нее желающим удается нечасто — экспонаты участвуют во временных выставках.

Веломузей

«Я много лет занимаюсь организацией выставок и тематических экспозиций по велоистории, так что есть и опыт, и полностью проработанная концепция веломузея, и оригинальные идеи, как наилучшим образом построить экспозицию, — рассказывает Андрей. — Создание музея велосипедов важно и полезно в том числе с образовательной точки зрения. Посредством истории велосипеда можно рассказать и об основных принципах механики, и о многих событиях отечественной истории. Вот маленький пример: в моей коллекции есть русские армейские велосипеды 1910-х годов. Они участвовали в легендарном Брусиловском прорыве в 1916 году, такими велосипедами пользовались военные самокатчики и обеспечивали доставку донесений в дни октябрьского переворота 1917 года, в годы Гражданской войны, когда велосипедисты охраняли первое советское правительство, на них воевали в Польше в 1920 году. Сколько событий, а связующая нить — велосипед!»

Пока планируется только совместная выставка веломузея Мятиева и Политехнического музея. А Москва все еще остается единственной европейской столицей, где нет музея велосипедов.

Московские новости

Приглашаем всех на исторический велопробег организованный веломузеем 9 июня 2013 года.

Прочитано 5156 раз

Добавить комментарий

Использовать прямые ссылки в комментариях запрещено. Если хотите поделиться полезной ссылкой, вводите адрес без http или https.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.

Это интересно

Последние комментарии