Музей истории велосипедного дела был задуман Андреем Мятиевым более 25 лет назад, когда он только начинал собирать свою коллекцию. Все началось в 1988 году с найденной на свалке рамы немецкого трофейного велосипеда. Андрею, который тогда состоял членом клуба «Следопыты автомотостарины», удалось собрать его из разрозненных деталей. «Когда велосипед был собран, — вспоминает Мятиев, — я с гордостью приехал на нем в клуб. Тогда-то мне и пришла в голову мысль, что многие занимаются автомобилями, некоторые — мотоциклами, но никто не интересуется велосипедами, от которых произошли и первые, и вторые! Пустующая ниша была найдена, оставалось лишь занять ее».
Для Андрея велосипеды — это и работа, и хобби. Он занимается историей техники и спорта в России и СССР, пишет статьи для журналов, издает книги и консультирует коллекционеров и реставраторов. Велосипеды привлекают коллекционера как первое в истории индивидуальное транспортное средство, дающее возможность независимого перемещения на большие расстояния. Кроме того, велотема, по словам Мятиева, имеет пересечения со всеми историческими дисциплинами и событиями последних 150 лет.
Коллекция
«Первый действительно интересный велосипед я разыскал весной 1988 года через друзей по клубу «Следопыты автомотостарины», — рассказывает Андрей. — Приобрел находку за 40 руб.; трудно вообразить, сколько бы это стоило сегодня, скорее всего немало. Незадолго до войны этот велосипед был привезен советским дипломатом в паре со вторым, этой же фирмы, из Италии. Дипломата арестовали работники НКВД. При обыске чекисты проткнули шины велосипеда в поисках якобы спрятанных там бумаг. Найти подходящие шины в Москве потом оказалось невозможно, поэтому на нем никто не ездил, и раритет мне достался в очень неплохом состоянии. Минимальная реставрация не заняла много времени, и летом я со своим железным конем участвовал в нескольких выставках старинной техники».
В поисках велораритетов Андрей обходил элитные советские поселки, ведь велосипед в СССР был отнюдь не дешевым удовольствием. «Нередко, приезжая в воскресное утро к дачному магазинчику на вполне современном велосипеде, я уезжал на другом, весьма почтенного возраста, подаренном столь же почтенного возраста дамой в придачу к рассказу, как в девичьи годы каталась она на нем в обществе шикарных кавалеров, а то и к дореволюционной фотографии с этим самым велосипедом из пыльного семейного альбома».
Параллельно с поиском велосипедов Андрей стал собирать информацию по истории велосипедного дела. Новых работ по этой тематике не выпускалось, поэтому в поисках довоенной литературы пришлось обходить букинистов. Даже сейчас историю велосипедов в России всерьез исследует меньше десятка энтузиастов, а 15 лет назад Андрей был единственным, кто занимался этой темой. Самым сложным в подборе коллекции, по словам Мятиева, оказалось установление четких временных и тематических рамок, ведь в велосипедах любой эпохи можно найти что-то интересное.
Коллекционеры разыскивают старинные велосипеды через интернет, торговцев антиквариатом, музейных и реставрационных работников. Многое благодаря коллекционерам по всему миру удается найти за рубежом. Каждый новый велосипед достается по-разному: какой-то нужно покупать, что-то люди дарят, а некоторые велосипеды собираются по частям многие годы. Однажды Андрей узнал о раритетном велосипеде, просто разговорившись со стариком на трамвайной остановке.
«Он рассказал мне об одном русском офицере Григории, погибшем при штурме Екатеринодара в 1918 году, — рассказывает Мятиев. — До первой мировой войны он учился в Петербургском университете и увлекался велосипедным и коньковым спортом и охотой. Неоднократно участвовал в гонках, был членом Петербургского общества велосипедистов-любителей, ездил на велосипеде марки «Россия». В 1917-м, приехав к родителям в имение под Оршей, закопал в пристройке-леднике семейные реликвии, в том числе свой велосипед. Годом позже он погиб на Дону, где воевал в добровольческой армии. Услышав эту историю от человека, лично знавшего того офицера, я сел с велосипедом в поезд на Оршу. Конечно, я понимал, что мои шансы найти велосипед «Россия» крайне малы. Оказалось, что усадьба была разрушена еще во время войны, а пристройку не так давно снесли. Я совсем упал духом, однако задал вопрос, не было ли чего необычного, когда ломали пристройку. Тут же мне с готовностью ответили: «Как же не было, клад нашли!» По поводу содержимого клада никто толком сказать мне ничего не мог, посоветовали обратиться к бригадиру экскаваторщиков. Еще день напряженных поисков — и вдруг вполне «компетентный» ответ: «Разве это клад, пяток ружей красивых, но ни на что не годных, да велосипед ржавый». — «А велосипед-то где?» — «В бурьяне лежит, иди да бери». Я с трудом поверил в свою удачу. Так в коллекции появился велосипед первой русской велосипедной фабрики «Россия».
Поиски велосипедов в разное время приводили Андрея к раскопкам и заваленного блиндажа времен первой мировой войны, и подвала полуразрушенного дома в Москве, где была в 1920-х годах велосипедная мастерская, и это не считая многолетнего поиска потомков и велосипедов велогонщиков дореволюционного времени.
Веломузей
Сейчас в коллекции Андрея более 150 тыс. экспонатов: велосипеды 1860–2000-х годов, аксессуары (фонари, звонки, номерные знаки и т.п.), личные вещи великих велогонщиков и т.д. Кроме того, есть обширная «бумажная» коллекция, не имеющая аналогов в мире: документы, книги, журналы, брошюры по велосипедному делу, более 50 тыс. фотографий. Из 400 раритетных велосипедов большинство полностью готово к экспозиции, однако, несмотря на обещания чиновников, постоянного помещения для веломузея нет. Коллекция хранится по сараям и гаражам, посмотреть на нее желающим удается нечасто — экспонаты участвуют во временных выставках.
«Я много лет занимаюсь организацией выставок и тематических экспозиций по велоистории, так что есть и опыт, и полностью проработанная концепция веломузея, и оригинальные идеи, как наилучшим образом построить экспозицию, — рассказывает Андрей. — Создание музея велосипедов важно и полезно в том числе с образовательной точки зрения. Посредством истории велосипеда можно рассказать и об основных принципах механики, и о многих событиях отечественной истории. Вот маленький пример: в моей коллекции есть русские армейские велосипеды 1910-х годов. Они участвовали в легендарном Брусиловском прорыве в 1916 году, такими велосипедами пользовались военные самокатчики и обеспечивали доставку донесений в дни октябрьского переворота 1917 года, в годы Гражданской войны, когда велосипедисты охраняли первое советское правительство, на них воевали в Польше в 1920 году. Сколько событий, а связующая нить — велосипед!»
Пока планируется только совместная выставка веломузея Мятиева и Политехнического музея. А Москва все еще остается единственной европейской столицей, где нет музея велосипедов.
Приглашаем всех на исторический велопробег организованный веломузеем 9 июня 2013 года.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.