От тормозов во многом зависит здоровье, а в некоторых случаях и жизнь, велосипедиста и других участников движения. Поэтому при покупке нового велосипеда необходимо выбрать модель с надёжными и мощными тормозами, которые помогут за кратчайшее расстояние остановить велосипед в любых дорожных и погодных условиях. Для начала стоит, разобраться, какие же вообще бывают виды тормозов.
2. Барабанные (роллерные) тормоза
У ободных тормозов существуют общие недостатки: повреждение обода во время торможения, невозможность использовать тормоз при сильном повреждении обода, неуверенное торможение при намокании обода и колодок и необходимость настройки по мере стирания колодок.
- Клещевые тормоза. Принцип работы таких тормозов очень прост: колодки, закреплённые на дугообразных рычагах, сжимают обод, уменьшая тем самым скорость вращения колеса. При этом сами рычаги вращаются вокруг одной общей точки и приводятся в движение тормозным тросом, который в свою очередь крепиться к ручке на руле. Клещевые тормоза имеют множество недостатков: посредственная эффективность торможения; частые перекосы и трение колодок об обод , отсутствие возможности устанавливать на подавляющее число амортизационных вилок, быстрое загрязнение, высокая для подобных характеристик цена. Среди плюсов можно назвать лишь низкий вес и простоту обслуживания.
- Кантилеверные тормоза. Принцип действия подобных колодок предельно прост: два рычага с тормозными колодками закрепляются на двух специальных креплениях на вилке. При нажатии ручки тормоза на руле трос тянет эти рычаги друг к другу, тем самым прижимая колодки к ободу. Как и в предыдущем случае, такой тип тормозов обладает низкой эффективностью торможения. К плюсам можно отнести простоту обслуживания, низкий вес, практически полное отсутствие возможности забивания грязью. В настоящее время такие тормоза устанавливаются только на очень дешёвые велосипеды начального уровня или детские велосипеды.
- Гидравлические ободные тормоза. В отличии от предыдущего вида ободных тормозов, здесь нет вращающихся рычагов, на которых бы крепились колодки, или тросов, которыми эти рычаги приводятся в действие. Принцип работы в гидравлических тормозах следующий: в тормозной ручке на руле находится главный тормозной цилиндр, который при нажатии передаёт давление по специальной трубке высокого давления на тормозные цилиндры, закреплённые на вилке велосипеда. Тормозные цилиндры же выталкивают тормозные колодки в направлении, перпендикулярном ободу, что и приводит к торможению. Стоит заметить, что данный вид велосипедных тормозов обладает очень высокой эффективностью торможения, вследствие чего используется в триале. Однако большой вес, сложность обслуживания, плохая модуляция и ремонтонепригодность в походных условиях не позволяют использовать такие тормоза на других видах велосипедов.
- Тормоза типа V-brake (ви-брейк). Наиболее распространённый вид ободных велосипедных тормозов. Тормозные колодки закреплены на поворачивающихся рычагах, которые, в свою очередь приводятся в движение тросом. Отличие от кантилеверных тормозов только в способе крепления троса к рычагам, что можно легко увидеть на изображении этих видов тормозов. Такие тормоза обладают высокой эффективностью, достаточно низким весом, просты в обслуживании, надёжны. Кроме того, тормоза типа V-brake высокого уровня обладают дополнительным усовершенствованием: системой параллельного подвода колодок, что позволяет добиться равномерного износа колодок и чуть лучшего торможения.
Барабанные (роллерные) тормоза.
По принципу работы этот вид тормозов очень похож на барабанные тормоза, используемые в автомобилях. Тормозные колодки расположены прямо внутри втулки колеса неподвижно, и в случае необходимости, прижимаются к вращающейся части, снижая при этом скорость вращения колеса. Тормоза данного вида максимально просты в обслуживании, не боятся грязи и пыли и достаточно эффективны. Из минусов: Недостаточный запас прочности, большой вес, практически ремонтонепригодны в походных условиях - поэтому их использование ограничивается прогулочными велосипедами.
Этот вид тормозов в настоящий момент получает всё большее распространение и устанавливается даже на велосипедах начального уровня, вытесняя тем самым ви-брэйки. Дисковые тормоза перекочевали на велосипед от мотоциклов и автомобилей с некоторыми изменениями. Они состоят из диска (ротора), который надёжно закреплён на втулке колеса, суппорта (калипера), закреплённого на вилке или раме, а также троса или гидравлической трубки, соединяющего суппорт с тормозной ручкой на руле. Дисковые тормоза обладают высокой эффективностью торможения, не требовательны к состоянию обода, хорошо работают в сложных погодных условиях, не требуют постоянной настройки и имеют достаточно длительный срок службы при надлежащем обращении.
- Гидравлические дисковые тормоза. Тормозное усилие от ручки до суппорта передаётся с помощью специальной несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в специальном шланге высокого давления. То есть порядок работы таков: после нажатия на ручку главный тормозной цилиндр начинает давить на тормозную жидкость, которая предаёт это давление на тормозной цилиндр в суппорте, который, в свою очередь, прижимает колодки к диску. Таким образом получается, что усилие с тормозной ручки практически без изменения передаётся на тормозные колодки, что обеспечивает высокую эффективность торможения и отличную модуляцию. Среди минусов гидравлических дисковых тормозов следует отметить высокую цену, ремонтонепригодность в походных условиях, сложность настройки.
- Механические дисковые тормоза. Для передачи тормозного усилия от ручки на руле до суппорта в данном виде используется такой же трос, как, например, в тормозах типа V-brake. Отсюда возникают и минусы: растяжение троса, возможность заедания троса в рубашке, большее, чем в гидравлических тормозах, количество трущихся частей. Однако, возможность ремонта в походных условиях, а также меньшая цена, чем у гидравлических, делают механические тормоза отличным выбором для велотуристов или же при ограниченном бюджете на покупку велосипеда.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.