Все знают, что в Москве на многих шоссе появились полосы для общественного транспорта. Хотя из названия этой полосы и так очевидно, что двигаться по ней должен общественный транспорт, вопросы, касающиеся подобных полос, возникают достаточно часто. Именно о них сейчас мы и поговорим.
Наверное, мало для кого секрет, что в Европе велосипедисты могут использовать полосу общественного транспорта для собственных нужд. В десятом сезоне популярной британской программы Top Gear показали, как Ричард Хаммонд передвигается на велосипеде через весь Лондон, используя при этом выделенные полосы. А как с этим обстоят дела у нас в стране? Может ли велосипедист использовать данную полосу или нет? Сначала обратимся к букве закона:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе. |
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам. |
Итак, поскольку, в правилах мы не видим никаких исключений, то и ездить на велосипеде по ней запрещено, как и всему остальному транспорту.
Когда можно двигаться по выделенным полосам?
Действующие правила дорожного движения разрешают выезжать на выделенную полосу, которая отделена от дороги прерывистой линией разметки, только в следующих случаях:
- При съезде с дороги с выделенной полосой.
- При выезде на дорогу с выделенной полосой.
- Для посадки и высадки пассажиров (не создавая помех общественному транспорту).
Так, где же может двигаться двухколесный транспорт на дороге с выделенной полосой? Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 24.2 правил:
- 24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Получается что, наиболее безопасным вариантом для велосипедов является движение по обочине, естественно, если она на дороге есть. Так же стоит отметить, что выезжать на обочину через выделенную полосу, отделенную сплошной линией разметки, нельзя. Необходимо заранее выехать на нее, сразу же после перекрестка. Если же обочины на дороге нет, то надо двигаться чуть левее, чем выделенная полоса для общественного транспорта. Т.е. на саму выделенную полосу заезжать нельзя, и по проезжей части нужно ехать как можно правее. Хоть второй способ и соответствует требованиям правил, но он не является достаточно безопасным, т.к. велосипедиста, едущего со скоростью 20-30 км/ч могут одновременно с двух сторон обгонять автомобили и автобусы, едущие в несколько раз быстрее. Поэтому, если на дороге есть выделенная полоса, но нет обочины, лучше всего поискать другой путь для передвижения по городу.
Однако в конце весны появились комментарии, которые приписываются высокопоставленным сотрудникам ГИБДД.
Комментарии ГИБДД по выделенным полосам
Суть тех комментариев ГИБДД сводилась к следующему: поскольку двухколесный транспорт имеет небольшие размеры, он не может создать помех общественному транспорту и поэтому может двигаться по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств. Тут конечно, надо сразу оговориться, что даже если бы эти комментарии были официальными, то они скорее являются инструкцией для сотрудников ГИБДД. Иными словами сотрудники ГИБДД могут "закрывать глаза" на велосипедистов и скутеристов, движущихся по выделенным полосам. На практике штрафы водителям двухколесного транспорта и так выписываются не часто, поэтому в любом случае мало что может измениться. С другой стороны, при возникновении ДТП, например, с водителем велосипеда, едущего по выделенной полосе, любой грамотный водитель сможет доказать, что велосипедист находился там, где находиться ему бы не следовало. И ещё не стоит забывать, что полоса общественного транспорта действует исключительно в будние дни.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.