В Дании откроют скоростные велодорожки

Автор  Вадиван Четверг, 23 августа 2012
Оцените материал
(0 голосов)

kopengagen

Представьте себе 17 километров гладкой велосипедной дороги, вьющейся по сельской местности. Там почти нет перекрестков, она идет мимо полей, приусадебных участков, поющих птиц, озера с утками. И через каждые два километра - насос для подкачки колес. Для некоторых датчан таков утренний путь на работу.

kopengagen

Представьте себе 17 километров гладкой велосипедной дороги, вьющейся по сельской местности. Там почти нет перекрестков, она идет мимо полей, приусадебных участков, поющих птиц, озера с утками. И через каждые два километра - насос для подкачки колес. Для некоторых датчан таков утренний путь на работу.


59-летняя школьная учительница Сьюзан Нильсен (Susan Nielsen) была одной из тех, кто недавно утром воспользовался первой в Дании «велосипедной автострадой», проходящей между Копенгагеном и его пригородом Альбертслундом. «Я очень рада этому, потому что покрытие стало лучше», - говорит Нильсен, одетая в дождевик и едущая с рюкзаком за плечами, в котором лежат запасные брюки, которые она наденет после своей 40-минутной поездки.

Велосипедная автострада, открывшаяся в апреле, стала первым из 26 маршрутов, которые будут построены, чтобы привлечь людей к езде на работу на велосипеде. Это - детище городских планировщиков, ищущих способы увеличить использование велосипедов в стране, где и без того половина жителей каждый день ездят на них на работу и на учебу.

«Мы добились многого, но хотим добиться большего», - говорит Брайан Хансен (Brian Hansen), возглавляющий отдел планирования дорожного движения.

Он со своей командой разглядел потенциальные возможности у жителей пригородов, большая часть которых едет в город на машинах или на общественном транспорте. «Обычно велосипедист едет на своем велосипеде пять километров. И мы задумались, как заставить людей больше ездить на велосипедах?» - говорит Хансен. В кабинете у него стоит вешалка с дождевыми накидками, которыми могут воспользоваться его сотрудники-велосипедисты во время дождя.

Они решили сделать велосипедные дорожки больше похожими на автомобильные шоссе. В самом Копенгагене существует хорошая сеть велосипедных дорожек, однако в пригородах их качество порой хуже: на некоторых участках плохое покрытие, слабое освещение, зимой дорожки чистят нерегулярно. Кроме того, существуют небезопасные перекрестки и участки дорог.

«Маршрут не годится, если дорога сначала хорошая, а потом посередине возникает участок, покрытый снегом, - говорит пресс-секретарь секретариата велосипедных автострад Лиз Боргстрем Хенриксен (Lise Borgstrom Henriksen). – Люди не станут ездить по такой дороге на работу».

Чтобы разработать и осуществить проект велосипедной автострады, Копенгаген объединил усилия с 21 местным советом, дабы создать непрерывную, стандартизированную сеть маршрутов в столицу на расстоянии до 22 километров. «Мы хотим, чтобы люди воспринимали эти маршруты в качестве серьезной альтернативы, - говорит Хансен, - как автобус, автомобиль или поезд».

Этот план получил в стране широкую поддержку, потому что и левые, и правые законодатели регулярно ездят на работу на велосипедах (хотя у них - немного другие модели).

Крутя педали на первом в стране велошоссе, где по мере приближения к городу появляется все больше людей, Марианна Багге-Петерсен (Marianne Bagge-Petersen) говорит, что направляется в группу поддержки для ищущих работу. «Я думаю, это очень здорово, - заявляет она, отмечая, что новое шоссе позволяет избегать дорог, переполненных машинами. – Благодаря езде на велосипеде я хорошо себя чувствую. Я ищу работу, и если я не выезжаю из дому, день тянется очень долго».

Столичный регион Дании, отвечающий за государственные больницы и за региональное развитие, выделил на проект строительства велошоссе 1,6 миллиона долларов.

«Глядя на государственные больницы, мы всячески стремимся сокращать затраты, - говорит член регионального совета Ларс Гаардой (Lars Gaardhoj), везущий троих маленьких детей на украшенном слониками транспортном велосипеде. – У врачей есть пословица, что лучший пациент тот, которого ты никогда не видишь. Все, что мы делаем для снижения загрязнения и уменьшения дорожного движения, означает, что у нас будет больше здоровых, а может, и счастливых людей».

Благодаря таким мерам, как строительство велошоссе, люди отдают предпочтение велосипедам, потому что это самый быстрый и самый удобный вид транспорта. «И дело не в том, что датчане больше заботятся об окружающей среде, - говорит исполнительный директор канадской организации 8-80 Cities, которая работает над улучшением чистоты городов. – И не в том, что они едят нечто иное на завтрак».

Ларс Гемзо (Lars Gemzo) из компании Gehl Architects отмечает, что в Копенгагене велосипед уже стал оптимальным видом транспорта для многих типов поездок. «Если вы хотите поехать на машине на небольшое расстояние, вы понимаете, что это - глупость, - говорит он. – Потому что вы просто потеряете время».

Датские статистики подсчитали, что 10 километров езды на велосипеде вместо автомашины уменьшают выбросы двуокиси углерода на полтора килограмма и дают экономию для здравоохранения в 9 центов. Но многие говорят, что главное преимущество езды на велосипеде - это радость и удовольствие.

«Проехав на велосипеде 30 минут, ты начинаешь прекрасно себя чувствовать, - говорит министр транспорта Хенрик Дам Кристенсен (Henrik Dam Kristensen), поддерживающий план строительства велошоссе. – Тогда ты можешь по-настоящему насладиться бокалом вина, потому что ты его заработал».

Фриц Бредал (Frits Bredal), отвечающий за связи с общественностью в Датской велосипедной федерации, предупреждает, что велошоссе не совершенны. «В идеале не должно быть красных сигналов светофора, трещин в асфальте, препятствий. Должно быть идеальное покрытие, настоящее шоссе», - говорит он.

В Копенгагене испытывают несколько велосипедных инноваций. Некоторые из них уже применяются на велошоссе, например - опоры для ног и технология «зеленой волны», когда в час пик светофоры работают так, чтобы не тормозить велосипедистов. В будущем на длинных маршрутах могут появиться и другие новинки, например - урны для мусора, устанавливаемые под углом, чтобы легче было в них попадать на ходу, а также «полосы для беседы», по которым люди могут ехать бок о бок, разговаривая.

Велосипедистов на шоссе ждут и некоторые приятные сюрпризы в рамках «кампании кармы», которая уже идет в Копенгагене. Городские служащие будут выходить на улицы с коробками шоколада, награждая велосипедистов, придерживающихся пяти правил езды: быть вежливым, сигналить, держаться правой стороны, осторожно обгонять и не раздражаться от велосипедных звонков, а оценивать их должным образом.

Следующее велошоссе свяжет Копенгаген с городом Фуресо, находящимся на северо-западе от столицы. Там существующая велосипедная дорожка проходит через прекрасный лес, но, к сожалению, ночью там очень темно.

Прошлой зимой власти Фуресо испытали освещение на солнечных батареях, чтобы соответствовать стандартам велошоссе. «Люди были очень довольны, - говорит руководитель климатического проекта Фуресо Лин Хартманн (Lene Hartmann). – Один велосипедист даже сказал: «Мы чувствуем, что это тролли заботятся о нас».

Несколько лет тому назад житель Фуресо Карстен Бруун Хансен (Karsten Bruun Hansen) изобрел «велосипедную цепочку». Это такой способ езды, когда велосипедисты встречаются и едут вместе, периодически меняясь местами, чтобы закрывать остальных от ветра. (Вдохновленный идеей Хансена, муниципалитет создал такую же цепочку для детей, чтобы они ездили в школу вместе.)

Хансен считает, что он лично сокращает выбросы углекислого газа на одну тонну в год. Он надеется, что шоссе для велосипедистов будет способствовать тому, что люди пересядут на велосипеды. «Езда на работу - это неизбежно, - говорит Хансен. – Но если ехать на велосипеде, то вы одновременно получаете удовольствие».

Мэр Фуресо Оле Бондо Кристенсен (Ole Bondo Christensen) также с нетерпением ожидает тех улучшений, который принесет с собой велошоссе. У мэра нет машины, и он каждый день проезжает на велосипеде почти шесть километров, добираясь до работы. «Так я прочищаю мозги, - говорит он. – Иногда, действительно, появляются новые идеи».

Этим летом, когда установят недостающую часть освещения на солнечных батареях, дорога в Фуресо будет готова обрести статус велошоссе.

«Сейчас ветер должен быть попутным, - говорит Кристенсен с улыбкой. – Мы работаем над этим».

Оригинал статьи The New York Times

Прочитано 3993 раз

Добавить комментарий

Использовать прямые ссылки в комментариях запрещено. Если хотите поделиться полезной ссылкой, вводите адрес без http или https.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.

Это интересно

Последние комментарии