17 августа в Тверском Информационном Агентстве прошла пресс-конференция с участниками пробега по первому национальному веломаршруту, который соединит Москву и Санкт-Петербург. В гостях у ТИА побывали: журналист Дмитрий Соколов-Митрич (Москва) – организатор национального веломаршрута, тверские велопутешественники Сергей Крылов, Алексей Шабашов и Пётр Михайлов. В будущем двухколёсного транспорта в Твери высказался Юрий Кобцев – зампредседателя рабочей группы по разработке концепции развития велодвижения в городе Твери.
Главная задача велопробега из столицы в её северную сестру заключалась в том, чтобы не только проложить туристический веломаршрут, но и узнать всю информацию по инфраструктуре и создать путеводитель с указанием мест ночлега, питания и ремонта. Маршрут продолжительностью около 900 км был проложен по второстепенным дорогам вдалеке от загруженных автотрасс: Санкт-Петербург – Пушкин – Павловск – Гатчина – Суйда – Вырица – Оредеж – Ям-Тесово – Вольные Кусони – Вольная Горка – Великий Новгород – Витославицы – Борок – Шимск – Карастынь – Старая Русса – Залучье – Демянск – Свапуще – Осташков – Селижарово – Ельцы – Луковниково – Старица – Тверь – Савватьево – Лисицы – Юрьево-Девичье – Конаково – Дмитрова Гора – Дубна – Мельдино – Рогачево – Лобня – Долгопрудный – Химки – Москва. По первоначальному плану 11 августа из Москвы и Санкт-Петербурга должны были стартовать две колонны велосипедистов, чтобы 15 августа встретиться на границе Тверской и Новгородской областей. Однако один из организаторов проекта – Илья Гуревич – неожиданно получил травму, поэтому питерскую часть пробега перенесли на три недели. Тем не менее, пробег состоялся: в Осташковском районе «московская группа» совершенно случайно встретила компанию велосипедистов, которые, знать не зная о проекте «Национальный веломаршрут №1», практически по намеченному пути прибыли из Петербурга. Всего в пробеге от и до приняли участие около 20 человек.
- Все мы часто ездим на велосипеде по Европе и при этом испытываем чувство белой зависти, - поясняет Дмитрий Соколов-Митрич причины, подтолкнувшие инициативную группу к созданию национального веломаршрута. – Все европейские веломаршруты упираются в границы России. Для того, чтобы развить в стране инфраструктуру, не требуется много денег. Не обязательно прокладывать велодорожки, необходимо только приложить информационные и логистические усилия. То есть проложить маршрут по незагруженным дорогам, чтобы по ним мог проехать любой непрофессионал, и разработать путеводитель.
Проблемой Тверской области остаётся тот факт, что второстепенные дороги в границах региона пребывают в отвратительном состоянии, а о велосипедной инфраструктуре в Твери и области можно пока только мечтать.
- Мне приходится бегать многие километры по кабинетам, чтобы чиновники услышали людей, - говорит Юрий Кобцев. – А ведь если бы закрыли автодороги, запретили общественный транспорт – народ бы всколыхнулся. Пока что чиновники считают, что на велосипеде нужно кататься на дачах и огородах, и не рассматривают его как средство перемещения из точки А в точку Б. На днях создана рабочая группа по развитии концепции велодвижения при Городской администрации, первое её собрание запланировано на следующую неделю. До этого аналогичная группа существовала при Тверской городской Думе. Надо заметить, что все те задумки, которые удалось реализовать за непродолжительное время её работы, не потребовали вложений из бюджета. Все средства шли из сторонних источников: социально активный бизнес, велосипедисты, заинтересованные люди. Еще с тех лежит около 50 велопарковок, установку которых необходимо согласовать. Их можно было бы установить рядом с вузами Твери, у городского пляжа, горсада и в центре города.
Как замечает Алексей Шабашов, велоактивистам на помощь готовы прийти чиновники тех районов, которые страдают без внимания туристов, тех районов, где дороги особенно разбиты. Там администрация с радостью идёт навстречу велосипедистам. Например, в Кувшиновском районе.
- Необходимо понимать, что в регионе много мест труднодоступных, где идёт депопуляция, где невозможно развивать малый и средний бизнес. Велоинфраструктура поможет исправить эту ситуацию. Включение в сеть европейских веломаршрутов привлечёт в наши места большое количество туристов, которым нужно где-то есть, где-то спать и чинить свой транспорт. Это хороший шанс для развития гостиничного бизнеса, предприятий общественного питания. Нужно заметить, что иностранцы, путешествующие на велосипедах, - не неженки и люди небедные.
Соколов-Митрич отметил, что велотуризм в странах Европы является серьёзным экономическим фактором. Например, в казну Германии он ежегодно приносит около 5 млрд. евро.
В настоящее время в России наступил переломный момент в отношении к велосипеду. Есть два вида его использования: азиатский (когда человек ездит на велосипеде «от бедности», если на машину не хватает) и европейский (двухколёсный транспорт – осознанный выбор в пользу здорового образа жизни). Россия, по словам Соколова-Митрича, тяготеет к европейскому виду и, вероятно, сделает свой выбор уже через 2-4 года. За это время необходимо начать развитие велодвижения, которое начнётся со следующих этапов: разработка веломаршрутов, аккумуляция информации о них на специальном портале в интернете и выпуск печатных путеводителей. После этого можно смело прорубать окно в Европу. Но уже такое, чтобы в него пролез велосипед.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.