Научно-исследовательский и проектный институт (НИ и ПИ) Генплана Москвы разработал схему развития велошеринга (от англ. to share — делить) в центре столицы. Она подразумевает создание 250 пунктов выдачи велосипедов. Пункты аренды появятся почти у каждой станции метро в ЦАО, а также вдоль Бульварного и Садового колец.
Как сообщил «Известиям» советник департамента транспорта Алексей Митяев, проект будет запущен в тестовом режиме уже в 2013 году.
— Мы до конца не решили, какая будет схема оплаты. Скорее всего, она будет идентична проектам Нью-Йорка и Лондона, когда первые полчаса поездки бесплатны, — рассказал Митяев. — Дальше пользование велосипедом будет оплачиваться. Возможно, с помощью единого билета, который к тому времени должен появиться. Разрабатываются также предложения по оплате через мобильные телефоны.
Система будет работать как паркомат. Приложив карточку к информационному киоску, пользователь запустит отсчет времени. Через полчаса с него автоматически снимут плату за следующие полчаса. Сумма пока не определена. Митяев отметил, что горожане смогут пользоваться услугой бесплатно, если будут каждые полчаса сдавать один велосипед и брать другой.
Стойки аренды и сами велосипеды закупят на спонсорские деньги.
— Будет проведен конкурс на поставку велосипедного проката. Планируется участие, в том числе, иностранных компаний. Это нестационарные пункты, и их легко можно будет перенести, если они не приживутся в каком-то определенном месте.
Павел Извольский, член рабочей группы НИиПИ Генплана, рассказал, что расстояние между пунктами выдачи велосипедов составит порядка 800 м.
Между тем член Велотранспортного союза, гендиректор ЦНИИ проектирования велосипедного транспорта Игорь Маркин считает, что к велошерингу на первом этапе нужно относиться крайне осторожно, потому что проект может получиться только в том случае, если в Москве будет обеспечена безопасность велосипедного движения.
По его словам, сегодня в Москве всего несколько улиц, на которых можно организовать велодорожку. На остальных улицах это будет совмещенное движение, которое обеспечивается за счет снижения скорости автомобилистов. То есть велосипедисты будут двигаться по проезжей части.
По словам Маркина, если город решит сам оплачивать систему велошеринга — это будет убыточное предприятие. По экспертным оценкам, затраты могут составить 100 млн рублей.
Игорь Налимов, президент Региональной общественной организации «Велотранспортный союз», отметил, что велошеринг в Москве вряд ли будет бесплатным. Эксперт напомнил ситуацию с бесплатным прокатом коньков в парке Горького. Всего за пять дней работы было украдено порядка 700 пар коньков.
— Аналогичная ситуация может повториться и с велошерингом, — сказал он.
Между тем эксперимент по бесплатному прокату велосипедов с сентября проводится в семи парках столицы, в том числе в «Сокольниках» и Нескучном саду парка Горького. Велосипеды выдают бесплатно, но только взрослым, под залог 2 тыс. рублей, при наличии российского паспорта. Кататься можно в течение 1,5 часа. Это спонсорский проект Банка Москвы, в который тот вложил 10 млн рублей. Все велосипеды (200 штук) и пункты проката выкрашены в корпоративные цвета банка. По словам пресс-секретаря парка Горького Ирины Алексеевой, проект продлится до середины октября.
Представители рабочей группы по велодвижению при департаменте транспорта уверены, что у велошеринга в центре города в перспективе будет много спонспоров.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.