На Шри-Ланке очень хорошо развито внутригородское, пригородное и междугороднее автобусное сообщение. Ходят они часто и больших количествах, из-за чего образуют огромные пробки в Коломбо. Автобусами можно пересечь весь остров и уложиться в 700 рупий. Принято считать что время на автобусе это время на поезде умноженное на полтора. Но хочу сказать из собственного опыта, что автобусы передвигаются столько же по времени как и поезда, а иногда даже быстрее. Вообще расстояние на Шри-Ланке принято мерить не километрами, а временем. Сначала ты не понимаешь как это так, но немного попутешествовав самостоятельно, ты начинаешь понимать что именно оно определяющее. Хотя наверное жители крупных городов в целом могут это понять, когда говорят что из одного в района в другой нужно столько то времени. Тут так же, только это распространяется на весь остров.
Автобусы на Шри-Ланке делятся на четыре категории:
- Государственный и самый доступный вид транспорта. Без удобств, имеют красные таблички с маршрутом.
- Полулюкс (частные, маршрутки), имеют синий цвет таблички и цена на них 1,5*на государственный.
- Люкс (частные, с АС). Имеют зелёный цвет таблички и цена на них 2*на государственный.
- Суперлюкс (частные, с АС), большие комфортабельные автобусы, к которым в основном привыкли мы, имеют фиолетовую табличку и ценник в 3 раза больше чем государственные. Обычно едут экспрессом и поэтому времени отнимают не много.
Почти все государственные автобусы на Шри-Ланке производства индийской компании Ashok Leyland и совсем немного тоже индийской компании TATA. Если городские и пригородные автобусы простые, то междугородние это больше чем автобусы. Это некий культ. Каждый водитель всячески украшает свой автобус, содержит его в чистоте и порядке.
Чтобы окунуться в эту незабываемую атмосферу надо обязательно хотя бы раз проехаться на междугороднем автобусе. Обычные пригородные это не совсем то. Они старые, многое повидавшие на своём пути автобусы, обычно неспешно плетущиеся и останавливаются каждые 300 метров на остановках. И совсем другое дело междугородние, которые несутся сквозь всю Шри-Ланку нарушая все правила дорожного движения, а иногда даже законы здравого смысла. Но обо всём по порядку.
Внешний вид.
Обычно это автобусы представляющие собой некое изображение искусства, они расписаны каждый в своём стиле. Сильно гремящие и скрипящие, с очень громкими духовыми гудками. Ездят они всегда с открытыми окнами и дверями, потому что как сами понимаете кондиционера там нет. Да и людям на ходу проще вбегать и выбегать. В них есть открывающиеся нища сзади, куда можно положить большие чемоданы, в городских я подозреваю что она тоже есть,но обычно все складывают у водителя их. Часто они сильно пыльные, но грязь на них сильно не видна. Снаружи мыть их видимо никому не хочется, да и какой смысл если почти каждый день идёт дождь.
Салон.
Зато в салоне чисто и опрятно, ощущение что заходишь на дискотеку. Очень громко играет музыка, красивая подсветка, телевизор с концертом. Везде весят иконки и фигурки божеств. В общем такая колоритная местная дискотека на первый взгляд. Сидения мягкие и удобные. Справа для троих ланкийцев, слева для двоих ланкийцев, в проходе может стоять только один человек. Почему я написал про ланкийцев на местах, а в прохоже про людей? Да потому что два взрослых обычного телосложения европейца на левые сиденья влезут с очень большим трудом и будет им очень неудобно. Сверху есть полки для вещей, на которых через какое-то расстояние так же установлено по мощной колонке.
Музыка.
По телевизору транслируют аналог нашего «Нашествия», только из местной музыки. Это какой-то нескончаемый фестиваль. Сколько бы ты не ехал он будет идти и ты будешь слушать музыку на огромной громкости. По началу даже весело. Но через пяток часов уже устаёшь от музыки и хочется тишины. Иногда услышать можно какие-то знакомые мотивы, например Livin' La Vida Loca в исполнении местного Ricky Martin на сингальском языке и мне даже показалось что-то из русской поп-музыки было. Мощные колонки в автобусе обеспечат хороший звук на протяжении всего пути.
Сама поездка.
Но главное зачем мы залезаем в этот автобус, так это чтобы переместится из пункта А в пункт Б. Что данный вид транспорта сделает с легкостью. Вспоминаем старый советский ПАЗик в плане мягкости подвески и шума, сажаем за руль водителя современной маршрутки и вот вы уже мчитесь на огромном автобусе по дороге, разгоняя всех тукеров и мотоциклистов мощным гудком. Да что говорить автобусы с легкостью двигают даже грузовики. Если вы очень впечатлительный водитель и любите давить педаль тормоза сидя на правом сидении леворульного автомобиля, то забивайтесь лучше куда-нибудь подальше от лобового окна. Иначе есть возможность сломать ногу об пол.
Разгон и торможения проходят очень быстро и резко. Ощущение что у некоторых водителей педаль газа работает только на вкл/выкл и никак не дозируется. Выезжают на встречку в абсолютно слепых поворотах и разгоняют гудком всё что движется в обоих направлениях. Как они не попадают в аварии я не знаю, но адреналина за поездку получите вы много, главное крепко держаться. За 3 недели прибывания в Шри-Ланке я видел только одну аварию. Ночью под дождём мотоцикл въехал в тук-тук, видимо в таких условиях просто не заметил.
Время в пути.
Перед поездкой на большое расстояние не пейте или обязательно наденьте подгузник, потому что остановка на туалет будет только в крупных узлах. А это только конечные и Коломбо. Всё! Больше вас нигде не остановят при условии что поездка может занимать 6-7 часов. В среднем скорость движения автобуса по побережью, а так же в центральной части, при отсутствии серпантинов достигает 40-45 км/ч. Но вообще лучше рассчитывать на 30 км/ч. А вот скорость пригородных и внутригородского транспорта вообще 20 км/ч и не больше того. Поэтому рассчитывайте время правильно.
Вообще если правильно себя зафиксировать автобусами передвигаться весьма комфортно. Копеешные цены, достаточно комфортно, поезда конечно покажут вам более живописную часть Шри-Ланки, но автобусы гораздо чаще ходят.
Расписание.
Часть автобусов ходит по расписанию. Но вот где раздобыть это расписание никому неизвестно. Но местные знают его. Вот данные по расписанию, которое удалось выяснить опытным путём в ноябре 2017 года:
- Элла - Матара - 14:30 только это время, но есть и другие
- 2/48 - Матара - Полоннарува - один раз в день в 21:30.
- 346/1 - Диквелла - Матара - каждые 10-15 минут.
- Тангалле - Тринкомалле - уходит в 4:15. В Диквелле проезжает в 4:40. От Коломбо отъезжает в 10:00. В Дамбулле в 13:30.
- Дамбулла - Сигирия каждые 30 минут. До 18:00
- Дамбулла - Канди - каждые 15-20 минут. Будьте внимательны с 18:00 до 22:00 в автобусе можно ехать только снаружи.
- 32 - Коломбо - Катарагама - каждый час. В 16:50 уезжает из Коломбо.
- 187 - Аэропорт - Коломбо - Ходит каждые полчаса.
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.